Дальний выезд содержащиеся в брошюре, поставляемой на машине-это совсем другое, чем повседневные, короткие дороги на работу – это то, что авто кажется исправно и каждый день ездит правильно, не значит, что перед дальнейшей поездкой не следует, по крайней мере, заглянуть под капот, чтобы убедиться, что все в порядке. Мы проверяем уровень моторного масла, охлаждающей жидкости и других важных расходных жидкостей.
Перед длительным туром стоит проверить уровень масла и других жидкостей
То, что у вас есть новый автомобиль с незначительным пробегом, который все еще находится на гарантии, не освобождает вас от проверки состояния масла. Просто потому, что вы только что забрали автомобиль из салона это тоже не значит, что взгляд на уровень жидкости больше не имеет смысла – механики часто ошибаются.
При большой нагрузке на дистанции 1000 км даже вполне исправный двигатель может израсходовать столько масла, что состояние упадет с максимального уровня до минимума. А если путешествие начнется с минимального состояния?
Если ваш автомобиль требует использования необычного масла, в багажнике пригодится литровая бутылка для заправки.
«Не для того купил новую машину, чтобы заглядывать под капот», или «я не буду себе пачкать руки, машина была недавно на осмотре в сервисе», – так многие водители реагирует на само предложение, чтобы раз в то время, особенно перед дальнейшими выездами, проверяем самостоятельно, будет ли их авто, случайно, чего-то не хватает, например, уровня жидкостей в норме. Они совершают ошибку, которая может стоить им дорого! Почему? Потому что новые машины совсем не такие необслуживаемые, как некоторые думают, и у многих новых двигателей действительно большой аппетит к нефти. Да, в большинстве современных моделей о необходимости проверки уровня масла или другой жидкости при эксплуатации может сообщить сообщение отображаемое на щитке приборов или соответствующий индикатор на приборной панели, но по правде не стоит ждать момента, когда мы увидим такое предупреждение во время путешествия.
Стоит помнить, что даже исправный двигатель, но работающий в сложных условиях (например, высокая температура, высокие обороты, значительная нагрузка на двигатель), может потреблять до 0,5-1 л масла на 1000 л.с.-о чем производители предупреждают в инструкциях по эксплуатации. Поэтому, если мы отправляемся в дальний путь с состоянием масла, близким к минимуму, то уже через несколько сотен километров он может достичь критического уровня, угрожающего двигателю!
Как проверить уровень моторного масла?
Надежный и точный результат проверки уровня моторного масла будет получен только при разогретом двигателе. Конечно, если автомобиль стоял долго или под ним есть следы обильных разливов масла, мы также проверяем уровень на холоде, чтобы убедиться, что масла по крайней мере достаточно, чтобы двигатель через некоторое время не заглох.
Во первых ставим машину на ровную поверхность, выключаем двигатель;
мы подождем 2-5 минут, чтобы масло вытекло из двигателя в масляный поддон;
вынимаем масляный щуп и тщательно протираем его непыльной тканью или салфеткой;
протираемый штык снова вставляем на место (до упора), затем медленно выдвигаем;
проверяем уровень масла: след масла должен находиться между отметками для минимального и максимального уровней;
во многих машинах на штыке вместо обозначений «мин» — «макс» имеются отверстия или выемки.
Что делать, если масла недостаточно?
Если масла недостаточно, мы завершаем его состояние, в идеале наливая точно такое же масло, что и в двигателе. Если у нас нет масла той же марки и той же спецификации (вязкость, класс качества, одобрение производителя автомобиля), мы пытаемся найти масло с теми же характеристиками, но другой марки. А если такого не найдем? Старая школа говорит, что лучше любое масло, чем его отсутствие, и в случае необходимости пополнить состояние масла другой смазкой, чем та, которая была залита в двигатель, следует просто при первой возможности заменить масло на правильное. Но внимание! Старые двигатели были менее чувствительны к таким экспериментам, особенно если речь шла о небольших заправках. В случае современных конструкций, часто с очень специфическими требованиями к маслам (многие двигатели требуют применения масел, предназначенных специально для них, и использование другого масла, чем рекомендовано, хотя бы только в качестве заправки – стоит возить в машине литр правильный масла!
Информация о том, в чем заключается разница в количестве масла в двигателе, между крайними позициями на щупе можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля, – в двигателях средней величины, как правило 1 литр.
Мы добавляем масло медленно, небольшими порциями, чтобы избежать ситуации, когда в двигателе будет слишком много. Чтобы убедиться, что уровень правильный, мы запускаем двигатель на некоторое время, после чего гасим, ждем несколько минут и только проверяем, правильный ли уровень масла.
Что делать, когда масла слишком много?
Масла в двигателе может быть слишком много по нескольким причинам. Двумя наиболее распространенными являются невнимательность механика, который залил масла слишком много, и проблемы с системой очистки выхлопных газов (в двигателях, оснащенных сажевым фильтром). В первом случае вам нужно немедленно отправиться в мастерскую, чтобы отсосать лишнее масло (быстро, но не быстро — потому что высокие обороты и избыток масла в двигателе-опасная комбинация). Во втором просто отсасывание лишнего недостаточно, потому что масло разбавляется топливом и, следовательно, имеет неправильные смазочные параметры. Остается обмен!
Уровень охлаждающей жидкости
Система охлаждения должна быть герметичной – значительные убытки, как правило, свидетельствуют о неисправностях. Например в результате утечки, хотя бы резиновые шланги грызли куницы, через поврежденный радиатор или использованный насос воды. Причина также может быть довольно незначительной и дешевой для удаления, например, поврежденная пробка расширительного бака. К сожалению, есть и более дорогие сценарии-отсутствие жидкости в резервуаре часто является одним из первых признаков перегоревшей прокладки под головкой либо поврежденного радиатора EGR, либо протекающего внутреннего обогревателя. Итог: если дефект жидкости выражен, заправки недостаточно-вы должны сначала проверить, почему жидкость истощается!
Если система охлаждения требует регулярных заправок жидкости, то это серьезный повод для беспокойства – прежде чем идти дальше, стоит поискать причину полостей. Это может быть началом серьезной неудачи!
Тормозная жидкость
О слишком низком уровне тормозной жидкости даже в старых автомобилях должен сообщить индикатор на приборной панели. Причин дефекта может быть две-утечка в тормозной системе или… значительный износ колодок и дисков, в результате чего поршни в суппортах выдвигаются больше, чем должны. Если жидкости в баке мало, заправки недостаточно-это повод внимательно проверить тормозную систему на профессиональном сервисе!
Уровень жидкости в резервуаре зависит от толщины дисков и тормозных колодок.
Жидкость (масло) в системе помощи
Эта жидкость не должна пропадать! Если ее недостаточно, то, очевидно, мы имеем дело с неисправностью – утечками из трубопроводов давления, рулевого механизма или насоса гидроусилителя. Внимание! Некоторые утечки трудно обнаружить.
Стоит иногда заглянуть в масляный бак системы помощи-если жидкости недостаточно, заправки недостаточно, нужно диагностировать неисправность!
Уровень AdBlue
Хорошей новостью является то, что на каждой заправке можно купить AdBlue, то есть дополнение, необходимое для работы современных систем очистки дизельных выхлопных газов. Немного хуже: цены на AdBlue в небольших упаковках, предназначенных для легковых автомобилей, иногда очень высоки. О низком уровне жидкости авто должно сообщить нам заранее-за несколько тысяч километров до полного опорожнения системы. Проблема в том, что бортовая электроника автомобиля оценивает расстояние, которое можно преодолеть на определенном количестве AdBlue на основе предварительных условий вождения. Вы можете обнаружить, что, например, в машине, которая ранее ездила на небольших скоростях по городу, после выезда на шоссе, после нескольких десятков минут езды, предполагаемый диапазон на AdBlue снизится с нескольких тысяч до нескольких сотен километров! Текущий уровень AdBlue можно проверить, вызвав соответствующее меню с бортового компьютера-в системе нет штыка для контроля количества жидкости.